Моделирование и исследование двигателя постоянного тока параллельного возбуждения с последовательной стабилизирующей обмоткой
Лабораторная работа «Исследование двигателя постоянного тока параллельного возбуждения с последовательной стабилизирующей обмоткой возбуждения».
Лабораторная работа создана для студентов, изучающих дисциплины «Электрические машины», «Переходные процессы в электрических машинах». Модель реализована в MATLAB&Simulink на основе дифференциальных уравнений машины постоянного тока. Модель двигателя постоянного тока в отличие от стандартных встроенных моделей реализована с учётом нелинейности кривой намагничивания и нелинейной реакции якоря. Студент имеет возможность регулировать напряжение, нагрузку и сопротивления в цепях якоря и возбуждения.
Целью работы является изучение рабочих свойств и переходных процессов электродвигателя постоянного тока параллельного возбуждения с последовательной стабилизирующей обмоткой возбуждения в цепи обмотки якоря.
Описание интерфейса
Интерфейс лабораторной работы представлен на рисунке 1. В лабораторной работе предусмотрены регуляторы напряжения и момента сопротивления, показатели токов, напряжения, момента сопротивления и частоты вращения ротора, а также регуляторы сопротивлений в цепях возбуждения (Rв) и якоря (Rпр).
![]()
Рисунок 1. Интерфейс лабораторной работы.
Принципиальная схема стенда для исследования ДПТ параллельного возбуждения показана на рис. 2.
![]()
Рисунок 2. Электрическая схема стенда для исследования характеристик двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.
Электродвигатель имеет цепь якоря, в которой последовательно включены обмотка якоря (ОЯ), обмотка добавочных полюсов (ОДП) и пускорегулирующий реостат RПР. Параллельно цепи якоря включена цепь возбуждения, в которой последовательно соединены обмотка параллельного возбуждения (ОШ — обмотка шунтовая) и реостат RB для регулирования тока возбуждения. В цепь якоря и цепь возбуждения включены амперметры, параллельно цепи якоря — вольтметр. Нагрузкой двигателя имитирует действие электромагнитного тормоза (ЭМТ).
Математическая модель двигателя постоянного тока параллельного возбуждения
Переходный электромеханический процесс в ДПТ параллельного возбуждения с последовательной стабилизирующей обмоткой в цепи якоря (рис. 3) при пренебрежении действием вихревых токов в элементах магнитопровода описывается системой из трёх дифференциальных уравнений (ДУ) первого порядка, включающих два уравнения равновесия напряжений для цепей якоря и возбуждения и уравнение движения якоря (уравнение моментов):
![]()
где U = Uн — номинальное напряжение сети, В; t — время, с; Ф = (Фм ‒ Фр.я) — результирующий магнитный поток, Вб; Фм = (Фв + Фс) — поток намагничивания, обусловленный магнитными потоками обмоток: возбуждения (ОВ) Фв и стабилизирующей (ОС) Фс, Вб; Фр.я — магнитный поток реакции якоря, Вб; iя = (U ‒ E ‒ Lяdiя/dt ‒ 2pσwcdФ/dt) /rя и iв = (Fμ/wв ‒ iяwc/wв) – токи в цепях якоря и возбуждения, A; Fμ = (Fв + Fc) — намагничивающая магнитодвижущая сила (МДС), созданная МДС обмоток: ОВ Fв = iвwв и ОС Fc = iяwc, A; wc и wв — числа витков обмоток ОС и ОВ соответственно; Е = СеnФ — ЭДС обмотки якоря (ОЯ), В; Мэ = СМФiя — электромагнитный момент двигателя, Н·м; Мс — момент сопротивления (нагрузки), Н·м; СМ и Сe — конструктивные постоянные двигателя; (Rя + rп) = rя — суммарное сопротивление в цепи якоря, включающее сопротивления обмоток ОЯ и ОС Rя и пусковое сопротивление rп, Ом; (Rв + Rд) = rв — суммарное сопротивление в цепи возбуждения, включающее сопротивление обмотки ОВ Rв и добавочное сопротивление rд, Ом; n = (U ‒ iяrя ‒ Lяdiя /dt ‒ 2pσwcdФ/dt) /(CeФ) = 30ω/π — частота вращения ротора, об/мин; ω = 2πn/60 = n/9,55 — угловая частота, 1/с; Lя — индуктивность в цепи якоря, Гн; J — суммарный момент инерции якоря и нагрузки, кг·м2; 2р — количество полюсов; σ — коэффициент рассеяния главных полюсов.
![]()
Рисунок 3. Электрическая схема двигателя постоянного тока.
Зависимость потока намагничивания Фμ = f(Fμ) является нелинейной функцией одной переменной МДС Fμ, а зависимость потока реакции якоря Фр.я = f(iя,iв) — нелинейная функция двух переменных ‑ токов iя и iв.
Индуктивность Lя зависит от насыщения магнитной цепи машины и в общем случае является переменной величиной, учёт зависимости которой значительно усложняет решение системы дифференциальных уравнений ДУ (1). В работе принимается, что индуктивность Lя равна среднему значению индуктивности за время переходного процесса. В этом случае система ДУ (1), записанная в нормальной форме Коши, имеет вид:
![]()
При исследовании переходных процессов используются относительные единицы (о.е.), позволяющие выводить на экран дисплея одновременно нескольких сопоставимых результатов решения ДУ и проводить их сравнительный анализ. Кроме этого количественная оценка результатов, полученных на двигателе одной мощности, может быть распространена на двигатели других мощностей аналогичной серии. В качестве базисных величин в данном случае целесообразно использовать номинальные значения: токов якоря iя.н и возбуждения iв.н, А; результирующего потока Фн, Вб; частоты вращения якоря n, об/мин; результирующей МДС Fн = iв.нwв, А, момента Мн, Н·м. Тогда в о.е. все величины ДУ будут безразмерны и равны:
i*я = iя /iя.н;
i*в = iв /iв.н;
Ф* = Ф/Фн;
Ф*μ = Фμ/Фн;
Ф*р.я = Фр.я/Фн;
n* = n/nн;
F* = F/Fн;
F*μ = Fμ/Fн;
М*э = Мэ/Мн;
М*с = Мс/Мн.
Система ДУ (2) в о.е., приведенная к виду, удобному для моделирования, запишется следующим образом:
где коэффициенты при переменных соответственно равны:
a1 = 1/(Lяiя.н);
a2 = CenнФн/(Lяiя.н);
a3 = rя/Lя = (Rя + rп)/Lя;
a4 = 2pσwcФн/(Lяiя.н);
a5 = 1/(2pσwвФн);
a6 = rвiв.н/(2pσwвФн) = (Rв + rд) iв.н /(2pσwвФн);
а7 = 9,55СмФнiя.н /(Jnн) = 9,55Мн /(Jnн);
а8 = 9,55/(Jnн);
а9 = iя.нwc /(iв.нwв);
Ф* = (Ф*μ ‒ Ф*р.я) — результирующий поток;
F*μ = f(Ф*μ) — нелинейная зависимость МДС намагничивания от потока;
Ф*р.я = f(i*я, i*в) — нелинейная зависимость потока реакции якоря;
i*в = (F*μ ‒ a9i*я) — ток возбуждения;
М*э = Ф*i*я — электромагнитный момент;
Мс — момент сопротивления;
U — приложенное к двигателю напряжение.
Методические указания
1. Моделирование переходного электромеханического процесса в исследуемом ДПТ требует задания нелинейной зависимости МДС намагничивания Fμ от потока намагничивания Ф*μ в табличном виде, которая в о.е. измерения F*μ = f(Ф*μ) приведена в табл. 1.
Таблица 1
![]()
2. Зависимость Фр.я = f(iя, iв) — нелинейная функция от токов iя и rв, реализация которой на ПК вызывает значительные трудности. Поэтому в работе использован переход от функции двух переменных Фр.я = f(iя, iв) к функции одной переменной Фр.я = f(iя), построенной для среднего значения тока iв в области iвmin < iв < iвmax, где iвmin и iвmax — минимальное и максимальное значения тока возбуждения iв за время переходного процесса.
На рис. 4 для исследуемого ДПТ представлены в о.е. три графика зависимостей Ф*р.я = f(i*я), каждая из которых построена для i*в = const. Графики 1 и 2 получены соответственно для токов iв = iвmax и iв = iвmin, а график 3 — для среднего значения тока iв = iв.ср = 0,5(iвmax + iвmin). Используем усредненную зависимость Ф*р.я = f(i*я) для моделирования исследуемого двигателя. Её значения приведены в табл. 2.
Таблица 2
![]()
![]()
Рисунок 4. Аппроксимация функции Фр.я = f(iя, iв).
1 — реакция якоря при i*в max = 1,6 A; 2 — реакция якоря при i*в min = 0,6 A;
3 — усредненная характеристика Ф*р.я = f(i*я) при i*в = 1,1 А
Составление структурной блок-схемы
Структурная блок-схема, составленная на основании системы ДУ (3) для моделирования переходных процессов ДПТ параллельного возбуждения (см. рис. 3), приведена на рис. 5.
![]()
Рисунок 5. Структурная блок-схема модели ДПТ
Решение системы ДУ (3) требует интегрирования трёх переменных di*я/dt, dФ*/dt и dn*/dt.
Для интегрирования di*я/dt и получения тока якоря i*я используется блок интегратор Int1. Сигнал di*я/dt, поступающий на вход Int1, формируется с помощью блока сумматора Sum1, на вход которого подаются сигналы a1U*, a2n*Ф*, a3i*я, a4dФ/dt соответственно от усилителей G1, G2, G3, G4 со своими коэффициентами a1, a2, a3, a4. Подаваемое на двигатель напряжение в вольтах задаётся блоком констант Const1. Требуемый сигнал i*я на вход G3 поступает от интегратора Int1, сигнал n*Ф* на вход G2 поступает от блока умножения Product2, сигнал dФ*/dt на вход G3 поступает от блока сумматора Sum2. На выходе Int1 создаётся сигнал i*я.
Для интегрирования dФ*/dt и получения результирующего потока Ф* использован интегратор Int2. Сигнал dФ*/dt, поступающий на вход Int2, формируется с помощью блока сумматора Sum2, на вход которого подаются сигналы: a5U от усилителя G5 с коэффициентом а5; a6i*в от блока усилителя G4 с коэффициентом а6, на вход которого поступает сигнал i*в от сумматора Sum4. Сумматор Sum4 принимает сигнал F*μ от функционального блока Lookup Table 2 и сигнал a9i*я от блока усилителя G9 с коэффициентом а9. На выходе Int2 создаётся сигнал Ф*.
Для интегрирования dn*/dt и получения частоты вращения n* используется блок интегратор Int3. Сигнал dn*/dt, поступающий на вход Int3, формируется с помощью блока сумматора Sum3, на вход которого подаются сигналы: a8Мс от блока усилителя G8 с коэффициентом усиления a8 и блока усилителя G7 с коэффициентом а7, на вход которого поступает сигнал Ф*i*я от блока произведения Product1. На блок Product1 поступает сигнал i*я от блока Int1 и сигнал Ф* от блока Int2. На выходе Int3 создаётся сигнал n*. Момент сопротивления двигателя в ньютон-метрах задаётся блоком констант Const2.
Формирование нелинейных зависимостей F*μ = f(Ф*μ) и Ф*р.я = f(i*я), и получения в результате намагничивающей МДС F*μ и потока реакции якоря Ф*р.я, выполняется с помощью двух функциональных блоков соответственно Lookup Table 1 и Lookup Table 2, которые воспроизводят эти зависимости, заданные в табличном виде (табл. 1 и 2). Требуемый поток намагничивания Ф*μ = Ф* + Ф*р.я формируется в блоке Sum5, на два входа которого поступают результирующий поток Ф* от Int2 и поток реакции якоря Ф*р.я от Lookup Table 1. Для построения графиков скорости, токов якоря и возбуждения, момента и механической мощности в функции времени используются осциллографы Scope. Для отображения данных в именованных единицах используются блоки усилителей G10-G13.
Формулы для определения коэффициентов a1 ‑ а9 приведены в (3), а начальные условия интеграторов Int для исследуемых режимов работы, определяются на основании методических указаний.
В блоках усилителей G10-G13 задаются базисные значения токов возбуждения iв.н, и якоря iя.н, А; момента Мн, Н·м и частоты вращения якоря n, об/мин.
Объект исследования
В работе в качестве объекта исследования принят ДПТ параллельного возбуждения с последовательной стабилизирующей обмоткой возбуждения, работающий с номинальным моментом нагрузки, технические данные которого близки к серийному двигателю П-52:
Рн = 8 кВт; Uн = 220 В; iя.н = 40 А; nн = 1500 об/мин; 2р = 4; 2а = 2; Се = 16,5; См = 158; Фн = 80·10-4 Вб; Rя = 0,55 Ом; Lя = 20·10-3 Гн; iв.н = 1,6 А; wв = 860; wс = 8; σ = 1,15; Rв = 137,5 Ом; rд = 201 Ом; J = 0,152 кг·м2; Fн = iв.нwв = 1376 А; Мн = 50,56 Н·м.
Программа работы
1. Экспериментальная часть
1. Ознакомиться с экспериментальной установкой и записать в протокол паспортные данные двигателя.
2. Осуществить пуск двигателя. Определить в процессе переходного режима максимальные, минимальные и установившиеся значения i*я, Ф*, n* и М*э, величины которых записать в заготовленную табл. 3. Сохранить зависимости i*я = f(t), n* = f(t) и М*э = f(t).
3. Снять рабочие (электромеханические) характеристики двигателя.
4. Осуществить регулирование частоты вращения двигателя:
а) напряжением;
б) током возбуждения;
в) сопротивлением в цепи якоря.
5. Снять регулировочную характеристику двигателя.
2. Обработка опытных данных
1. Построить на одном графике рабочие характеристики двигателя. Определить выходные данные двигателя при номинальном токе и сравнить их с паспортными. Определить отношение тока холостого хода к номинальному току и мощности, потребляемой при холостом ходе, к номинальной мощности двигателя.
2. Построить механические характеристики двигателя при различных RПР в цепи якоря. Определить жесткость механических характеристик.
3. Построить характеристики регулирования частоты вращения двигателя n = f(U), n=f(IB), n=f(RПР) при М2 = const. Определить полученные в опыте диапазоны регулирования частоты вращения двигателя. Определить потери мощности при изменении частоты вращения на 50% от номинальной при различных способах регулирования.
4. Определить диапазон изменения тока возбуждения двигателя по регулировочной характеристике.
Таблица 3
![]()
Комментарии