ТРИЗ, комбинаторика, ряд Тейлора и законы физики.
О ТРИЗ и творчестве, включая технику и науку.
TRIZ (20 июня 2024 года).
Комбинаторика и развитие комбинаторики как теории, которая может объединить научные и технические, бизнес-экономические и социальные теории, что может позволить получить новые идеи и результаты, но не только положительные и полезные, а в самом общем смысле – разные, которые потребуют отсева либо на уровне теории, либо на практике, либо на уровне морали, данной Богом.
Конкретно на примерах ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач), Бизнес-ТРИЗ, Социальной Инженерии (психологии), Литературы, Музыки, Живописи, Скульптуры и т.д.
Речь идет о предметах, действиях, способах-методах и, в частности, языках общения и программирования, ну, и вообще.
Начну с себя, с личного опыта в изобретательстве и науке, с личных примеров, с мыслей, которые приходили мне в голову непонятно откуда.
В школьном возрасте я неплохо рисовал (на среднем уровне), неплохо учил математику и похуже – физику (и то и то на среднем уровне), из частей собрал в подростковом возрасте мопед, то есть в технике тоже что-то среднее получалось. И в старших классах школы пытался изобретать. Даже удалось оформить патенты (тогда это были «авторские свидетельства») на изобретения – их оформлял по патентным юридическим правилам мой отец, который тогда работал по совместительству в патентном институте. Отец сам изобретал и оформлял свои патенты, а также оформлял по патентным правилам то, что придумывал не только он сам, но что придумывал и я тоже.
Тогда я сам задавался вопросами о том, какими методами мне удается придумывать изобретения буквально «на пустом месте» - мне было интересно, как срабатывает мозг, по каким методам, рассуждениям вырабатываются идеи.
Я тогда же вместе со своими собственными мыслями о возможных методах узнал, что есть ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач. Об этом что-то писали в журнале «Изобретатель и рационализатор» и там же распространялась литература с авторскими методами. Но это была не ТРИЗ её автора Альтшуллера, а творческие попытки совсем других авторов. Это было где-то в годах, кажется, в 1985-1987. Я тогда ничего не знал о настоящей ТРИЗ и о том, что она начала развиваться чуть ли не с 1946 года, когда уже был сформулирован основной начальный Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ).
И когда я анализировал свои мысли, анализировал как они срабатывают, когда я сравнивал свои формулировки с теми правилами, которые формулировали другие авторы (не Альтшуллер), то после пары исписанных тетрадей по 50 страниц, я сформулировал, что все изобретения формируются просто как комбинаторика из освоенных примеров – примеров объектов и методов. Тогда я интересовался техническими объектами, теми, что сам хорошо знал. Я не анализировал массы чужих изобретений, как это дела Альтшуллер – мне были доступны только свои изобретения и то, что публиковали в журналах «Техника молодежи» и «Изобретатель и рационализатор», но преимущественно в «Технике молодежи» - в моем подростковом школьном возрасте.
Про классическую ТРИЗ и об Альтшуллере я узнал значительно, значительно позднее.
А потом появилась и теперь успешно применяется даже Бизнес-ТРИЗ.
А тогда, в школьные годы и потом в Бауманском университете у меня в голове сидело то, что все сводится к простой комбинаторике из освоенного материала.
Мне тогда нравилось изобретать, хотя и было мало стоящих жизнеспособных изобретений. Но мне тогда пришли мысли в голову, что надо заняться математикой, хотя ею заниматься не хотелось, хотелось заниматься техническими изобретениями. Но у меня появилась настойчивая мысль, что надо заняться математикой. А в качестве утешения или обмана была мысль, что если я что-то сделаю в области математики, то и в области техники тоже будет получаться. В общем, буквально пришлось заняться математикой.
И я начал комбинировать математические методы. И стали получаться и неработающие методы и другие методы, которые работали великолепно. Но я так до сих пор и не знаю, откуда в моей голове все это – как неправильное, так и правильное.
Но так или иначе – если обобщать ТРИЗ, Бизнес-ТРИЗ и даже распространять обобщение на всю науку (не только технику), даже на искусство – скульптуру, живопись, музыку, литературу, даже если говорить о методах в психологии и социальной инженерии – везде комбинаторика из освоенных предметов и методов, включая заимствование, очень частое заимствование идей из других областей знания: все может перекликаться по аналогиям, как по понятным аналогиям, так и по неочевидным поначалу сравнениям.
Но комбинаторика дает не только правильные и полезные результаты. Комбинаторика дает еще и много нежизнеспособных результатов, что мне было особенно ясно видно в школьные годы по журналам «Техника молодежи» и по телепередаче «Это Вы Можете» про изобретателей и изобретения.
Если пользоваться комбинаторикой в обобщенном смысле, как обобщенным методом, то надо применять критику к результатам комбинаторики. Либо критика будет логическая, либо отсев изобретения будет возможным исходя из практики применения.
Надо понимать, что люди создают много ошибок, даже можно сказать извращений, не только в физическом плане, моральном, но и в плане живописи, скульптуры, музыки, литературы и даже в плане техники и науки тоже.
В плане отсева извращенных и нежизнеспособных идей в плане подсказки (в виде примеров и методов) чисто техническим решениям помогает чисто техническая ТРИЗ. Классическая ТРИЗ состоит из примеров и правил-методов технического творчества. То есть ТРИЗ подсказывает правильные направления для мыслей. Подсказываются методы, сформулированные на основе сделанных обобщений чьих-то отдельных успешных изобретений.
То есть если у вас не будет достаточного количества наработанных примеров объектов и правил, то вы мало что сможете придумать. Недостаточно одних объектов в качестве примеров. Но недостаточно и одних методов-правил изобретательства. Нужно и то и другое одновременно.
Например, нельзя выучить еще один язык, например, английский, если учить только правила грамматики – надо изучать и примеры текстов. То есть нужны и правила, и примеры одновременно. И так же в творчестве и в изобретательстве – нужны и примеры, и правила, которые со временем обогащают друг друга и так развиваются.
И при этом следует сказать, что не всё следует из примеров и правил. Что-то самое эффективное и самое действенное приходит в голову напрямую в качестве мыслей. И тут надо понимать идеи и методы с точки зрения уже морали, чтобы понять откуда всё – от сатаны или от Бога.
Еще следует сказать, что не все идеи могут прийти в голову всем. Чтобы воспринять идею, нужно быть достаточно готовым именно к конкретной идее, идея приходит на подготовленную почву, в подготовленную голову.
То есть, например, музыканту не придет в голову идея мартеновской печи или идея численного дифференцирования. Причем это не важно – сложная идея или простая – может прийти любая идея, но в подготовленную почву. То есть экономист, например, не воспримет идею химического синтеза композиционного материала. И то и то неплохо, просто это разные темы, по-разному подготовленные люди.
И тут комбинаторика (включая аналогии с разными решениями разных задач, включая даже задачи из совсем других областей знания) - это самый общий подход к техническому творчеству, бизнес творчеству, к творчеству в области социальной инженерии и особенно это понятно в живописи, скульптуре, музыке, литературе. Включая как совсем свежие идеи, так и откровенные заимствования.
И творческий процесс в плане использования наиболее обобщающего метода – метода комбинаторики (всего и вся) – нужно очень сильно подвергать оценке с точки зрения морали, с точки зрения Бога.
Что бы люди не придумали - это может быть применено и на пользу, и во вред. Например, нож как изобретение, можно использовать, чтобы отрезать кусок хлеба, а можно использовать для нападения. Ядерная реакция может генерировать электричество, а может взорвать город.
Тут следует сказать, что все, что люди формулируют в качестве идей предметов и идей действий может быть использовано в двух крайних случаях – в качестве добра и в качестве зла.
И тут очень важна оценка придуманного и того, что планируется применять на практике, с точки зрения Бога, то есть чтобы это было хорошо с точки зрения морали, данной именно Богом, а не сатаной.
Просто комбинаторика без морали – это очень плохо.
Посмотрите даже на социальную инженерию. Эти психологические методы могут использоваться не только на пользу, но и во вред, как, например, во вред применяются психологические знания и методы при мошенничестве, включая и телефонное мошенничество, и множество разного обмана в интернете.
В качестве примеров изобретений в технике и в науке – мои школьные и студенческие патенты и ещё и математические методы как из моей кандидатской, так и после кандидатской:
https://patentdb.ru/author/1534894 - изобретения (кроме одного, которое называется «Способ определения силы трения материала», то есть 11 из перечисленных 12-ти).
https://scask.ru/wp-content/uploads/htm/sernam/sc_work/v_math.pdf - 2013 год: Исправленные методы А.Ю.Виноградова решения краевых задач, в том числе жестких краевых задач. То, что здесь предложено - было частично включено в следующие 2 книги (2016 и 2017 годов).
https://library.bmstu.ru/DigitalResources/Download/55602 - 2016 год: Методы решения жестких и нежестких краевых задач.
https://library.bmstu.ru/DigitalResources/Download/55603 - 2017 год: Численные методы решения жестких и нежестких краевых задач.
Добавлено 22 июня 2024:
https://studfile.net/preview/6876764/ - 2007 год: Законы физики родом из законов математики. Гипотеза о широчайшей применимости ряда Тейлора не только в математике, но и в разных разделах физики с точки зрения генерирования этих законов в разных степенях точности и с разным понятийным физическим смыслом отдельных элементов этого ряда с перспективой вывода смысла и в матричном ряде Тейлора, в его отдельных элементах с точки зрения новых понятийных элементов, новых законов.
Файлы
- zakony.pdf
Комментарии