МОДЕЛИРОВАНИЕ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
В среде визуального моделирования MatLab с применением библиотеки Simulink в общем виде разработана релейно-контакторная схема управления пуском двигателя постоянного тока последовательного возбуждения. Все необходимые для моделирования параметры, такие как значения ступеней пусковых реостатов и значение минимального тока переключения, итеративно рассчитываются в разработанном скрипте. В результате моделирования получены пусковая и разгонная (зависимости тока и скорости от времени) характеристики. Для проверки полученных результатов пуска двигателя в скрипте численно рассчитаны те же зависимости методами Эйлера и Рунге-Кутты четвертого порядка. Графики соответствующих зависимостей, полученные в результате моделирования схемы и рассчитанные в скрипте, построенные в одних осях, показали близкие результаты, что свидетельствует о правильности разработанных схем и скриптов.
Свойства двигателей последовательного возбуждения - развивать большие вращающие моменты, приблизительно пропорциональные квадрату тока при малых частотах вращения якоря и, наоборот, малые вращающие моменты при больших частотах вращения обусловливают их применение в подъемных механизмах, электровозах и тепловозах. Для ограничения пусковых токов, которые в несколько раз могут превышать расчетные значения рабочего тока, применяют релейно-контакторные схемы (РКС) управления.
Для расчета ступеней пускового реостата и времени работы на каждой ступени авторами был разработан скрипт в пакете MatLab (Start.m) и схема пуска двигателя в три ступени в среде Simulink библиотеки SimPowerSystem (StartModel.slx).
![]()
![]()
Значения всех добавочных реостатов каждой ступени и времена срабатывания реле управления рассчитываются в разработанном скрипте. В схеме все параметры задаются в общем виде.
Разработанный скрипт (Start.m) состоит из следующих частей:
- Блок очистки переменных и закрытия всех окон.
- Блок задания параметров двигателя.
- Блок создания экземпляра класса ДПТПВ по заданным параметрам.
- Блок графоаналитического расчета максимального и минимального тока переключения для пуска ДПТПВ в три ступени. Расчет значений пусковых реостатов и времени хода на каждой ступени. В основу метода легла известная методика.
- Построение пусковой диаграммы.
- Моделирование в Simulink пуска двигателя в три ступени.
- Расчет динамических характеристик пуска ДПТПВ методами Эйлера и Рунге-Кутты 4 порядка.
- Построение в одних осях соответствующих графиков: динамических характеристик, полученных моделированием разработанной схемы и рассчитанных методами Эйлера и Рунге-Кутты.
Пусковые диаграммы для двух двигателей (взяты для примера ДПТПВ М22 и М63 с минимальным и максимальным номинальным моментом двигателя соответственно), построенные разработанным скриптом, представлены на следующих рисунках.
![]()
![]()
Динамические характеристики (для примера взяты для одного двигателя) представлены на следующих рисунках.
![]()
![]()
![]()
Анализ полученных результатов доказывает правильность разработанных схем и скриптов. Созданные схемы и скрипты позволяют рассчитывать необходимые параметры для релейно-контакторных схем управления пуском двигателя постоянного тока последовательного возбуждения.
Комментарии
"пряматаки" ностальгия. А на скорости не должны быть видны небольшие изломы?
Изломы. Это Вы имеете в виду "пики" при достижении максимального тока? Точно нет, т.к. в двигателе есть индуктивность. Она их и "сглаживает"
или на последнем рисунке? Для этого двигателя дейсвительно получилось довольно гладко. Расчет сопротивлений ведется программно. Получаются значения, которых в жизни не бывает. В жизни возьмут сопротивления, которые максимально подходят под расчетные данные. Вот и получится кривая со ступеньками.
Да, на последнем рисунке.
Ок. Ясно.